На главную

История края в судьбе церкви

19 июня 2012 года Администрация Теребаевского поселения обратилось через газету «Авангард» с инициативой по сбору средств на ремонт Старогеоргиевской церкви у деревни Ковригино. Подобное обращение опубликовала и газета «Красный Север» от 05.09.2012 г. Дело сдвинулось. Появляются первые реальные результаты. Глава Теребаевского поселения Белозерцев Николай Иванович проинформировал, что собраны средства для приобретения кровельного железа, но это только начало: нужны пиломатериал, кирпич, цемент, соответствующие окна и двери, которые должны изготовляться по специальному заказу, а также нужны средства на оплату труда рабочим и специалистам.
Старогеоргиевская церковь – это не просто памятник архитектуры, она имеет более масштабное значение, в том числе значение историческое для нашего края. В период заселения необъятных просторов Севера русскими людьми – выходцами из Великого Новгорода, по течению реки Юг новгородцами было построено четыре городка–крепости: Орловец, Осиновец, Кичминский городок и Халезец, самый верхний по Югу опорный пункт, который был основан в XV веке. Племена, которые еще до прихода новгородцев жили в наших местах назывались «чудь», и они не всегда были рады приходу новгородцев, которые несли в край новую веру – православную и новую цивилизацию.
Если до прихода русских поселенцев, чудь жила за счет рыболовства, охоты и собирательства, то новгородцы принесли в наш край – топоры, ножи, крючки рыболовные. С их приходом началось земледелие и кузнечное дело. Местному населению приходилось платить дань новгородцам.
Однажды объединившись, чудь окружила Халезец и хотела взять его штурмом. Легенда возникновения церкви гласит, что после многодневной осады православные новгородцы – защитники крепости обратились с молитвой к своим святым с просьбой о помощи. На молитвы откликнулся святой Георгий Победоносец, явившись под стены Халезца на белом коне и с копьем. Чудь в страхе разбежалась и больше не мыслила воевать с русскими. Благодарные халезцы срубили деревянную церковь в честь Георгия Победоносца.
Начался процесс заселения, а не завоевания края, и после смешения пришлой Руси с чудью возникновение единого народа с единой православной верой. Все последующие века на этом месте была церковь, о чем говорят и письменные источники. Писец Никита Вышеславцев, который по приказу царя Михаила Романова проводил в 1623 – 1626 годах перепись в Устюгском уезде, писал в «Писцовых книгах»: «Волость Шарженга, и Халезец, и Березовец. В той волости погост в осыпи, где был городок Халезец, а на погосте церковь Страстотерпца Христова Георгия. А в церкви образы и книги, и свечи, и ризы, и сосуды церковные, и колокола, и всякое церковное строение мирских людей…»
Следующая перепись была проведена в 1678 – 1685 годах Алексеем Ладыженским, который записал: «Волость Халезская, а в ней погост на реке на Югу. На погосте церковь Страстотерпца Георгия. Теплая. Деревянная. А в церкви царские двери. Столбы и стены писаны на красках. На пристоле книга Евангелие печатная…» Далее идет перечисление церковной твари и информация о семьях церковнослужителей.
Со временем деревянная церковь стала слишком ветхой. В 80-х годах XIX века в основном на деньги прихожан была построена кирпичная церковь Старо-Егорьевского прихода в ее нынешнем облике. Вокруг церкви была искусно-выкованная железная ограда, которая радовала глаз.
Несколько раз в году около церкви устраивалась праздничная торговля, своеобразная однодневная ярмарка. Сюда приезжали из разных деревень умельцы-крестьяне: сапожники, кузнецы, портные, гармонщики и т.д., которые привозили свои изделия. Приезжали торговцы из Шонги и Великого Устюга. Крестьяне несли лен, масло, яйца. Молодые парни устраивали состязания на лошадях.
Раз в год глава семейства обязан был приходить в церковь на исповедь. Имелись соответствующие церковные списки, куда вносились главы семейств и сведения об их семьях. Эти церковные записи сохранились в архивах и могут использоваться нынешним поколением для составления родословных.
К сожалению, в 30-е годы прошлого века церковь была закрыта, церковнослужители репрессированы. Затем была разрушена ограда, а помещение церкви вплоть до 80-х годов было использовано как зерновой склад. Но даже с ликвидацией прихода в родительские дни и в церковные праздники сюда всегда приходили практически все жители местных деревень: помолиться и поклониться праху предков.
Сейчас здание церкви подвергается разрушению. Первое, что нужно сделать: отремонтировать крышу, вставить окна и двери. Этим, по крайней мере, мы остановим процесс разрушения и сохраним церковь для потомков. Придут другие времена и, может быть, когда-то церковь, построенная в честь Георгия Победоносца основателями нашего края, снова примет прихожан.
Призываю всех жителей нашего района помочь в этом богоугодном деле. Еще раз напоминаю: деньги на ремонт церкви можно сдавать в Администрацию Теребаевского поселения или на расчетный счет:
Счет №42301810850110000381 в дополнительном офисе Вологодского регионального филиала Открытого акционерного общества «Российский Сельскохозяйственный Банк» № 3349/50/11: г. Никольск, ул. Красная, д. 109. БИК 041909747, ИНН 7725114488 / КПП 351432001, ОГРН 1027700342890, к/с 30101810700000000747 в ГРКЦ ГУ Банка России по Вологодской обл., на имя Карачевой Любови Николаевны.
Карачаева Л.Н. – это ответственный депутат поселения, и для удобства финансовых расчетов открыт отдельный счет на ее имя.
Прошу всех не равнодушных никольчан и гостей нашего района присоединиться к благородному делу и внести свой вклад в спасение церкви.

Анатолий Подольский,
Член Союза писателей России
2012 год

На главную